У певца и композитора Александра Добронравова никогда не было проблем с написанием хитов – для него всегда было важным выбрать качественную литературную основу для песни.
Корр. Александр, когда я впервые услышал ваш мега-хит «Как упоительны в России вечера», я очень обрадовался тому факту, что песня написана на стихи поэта Виктора Пеленягрэ – одного из основателей знаменитого веселого литературного объединения Орден куртуазных маньеристов, его Архикардинала. Из каких соображений вы выбираете тексты для своих песен?
Добронравов. И соображений их качества. С Виктором Пеленягрэ я дружу и сотрудничаю с 1986 года, то есть уже 30 лет. На его стихи я написал более трех десятков песен. Особенно большим успехом мои песни на стихи Виктора пользовались в исполнении Сергея Крылова – в 1986 году в Киеве он стартовал с хитом «В далеком Бискайском заливе» и потом исполнял его песни уже, что называется, по-серьезному. С другими куртуазными маньеристами я не сотрудничал, хотя пересекался с Магистром Ордена Вадимом Степанцовым во время работы с группой «Браво». Впрочем, у меня очень сильная, на мой взгляд, песня «36.6» на стихи Юрия Юрченко – он хотя и не состоял в Ордене, но был ближайшим другом Великого Магистра.
Корр. Есть ли у вас рецепт написания хитов?
Добронравов. Я вдохновляюсь прежде всего литературной основой – если стихи в песне достойные, то песня всегда найдет своего слушателя. Нет смысла ориентироваться на аудиторию. Она сейчас достаточно размыта и на эстраде правят тренды – быстрые мелодии и рваные слова. Но есть, однако, и традиционные ценности, которые в песенной культуре представлены такими именами как Александра Пахмутова, Давид Тухманов, Ян Френкель, Арно Бабаджанян, Юрий Антонов – это мощные мелодисты, писавшие песни на очень качественные стихи. К тому же в советское время были люди, которые определяли репертуар исполнителей.
Корр. Кстати, о цензуре. Как вы относитесь к творчеству Шнура?
Добронравов. Шнур, скорее всего, эстрадный бомж. Но это просто хороший коммерческий ход, поддержанный славянским драйвом и имиджем. Сергею Шнурову, это, кстати, идет. Тем более, человек, несущий в себе такое музыкальное направление – это всегда запрет. А запретный плод всегда сладок. Далеко не каждый певец может спеть матерную песню со сцены. Впрочем, у меня есть одно произведение, написанное с матерной лексикой – «Телега жизни» на стихи Александра Сергеевича Пушкина.
Корр. Сами не пробовали писать стихи?
Добронравов. Я всегда увлекался поэзией, но я прежде всего композитор. Хотя однажды, в 1987 году, когда мы с поэтессой Ларисой Рубальской делали песня «Безнадега», я вдруг написал к этой песне припев, и он оказался удачным – Лариса Алексеевна его одобрила и приняла.
Корр. Есть ли у вас кумир?
Добронравов. Правильнее сказать не кумир, а эстетический ориентир – это Пол Маккартни. Когда мне было семь лет, я впервые услышал «Битлз» и с тех пор люблю их музыку. Помнится, в 60-е годы были такие виниловые пластинки на 78 оборотов, назывались «Музыкальный калейдоскоп». На одной из них была битловская песенка Girl с фортепианным вступлением. Потом оказалось, что к битлам это не имеет никакого отношения, а на фортепиано играет Вадим Гамалия, руководивший тогда инструментальным ансамблем «Мелодия» (смеется).
Корр. Что нового вы успели написать за последний год?
Добронравов. Буквально год назад вышел мой новый альбом «Нежданно-Негаданно», в который вошло 16 авторских композиций на стихи Александра Антыкова, Ирины Дюковой, Инны Улановской, Инны Рахманиной, Симона Осиашвили, Константина Иванова, Игоря Кохановского, Натальи Пляцковской, Лиона Измайлова, Евгения Муравьева, Сергея Ширяева, Гилмана Фаизова, Сергея Крылова, Ларисы Рубальской и Маргариты Пушкиной.
Корр. Из чего будет состоять ваша программа в Обнинске?
Добронравов. Вся программа будет состоять исключительно из новинок плюс три-четыре ожидаемых хита. Я никогда в концертах не делаю акцент на хитах, хотя ту же песню «Как упоительны в России вечера» слушатели требуют исполнить на бис пять-шесть раз. Программа концерта – это не просто набор песен, у нее есть своя концепция, она органично выстроена. Петь я буду, разумеется, живьем и в сопровождении живых музыкантов.
Издание: Обнинский Вестник